4-канальный усилитель Magnum MAM-4.400AB

24.01.2015

Что касается цифр, нам не привыкать, что за лаконичным указанием на число каналов теперь принято помещать цифры, заимствованные, судя по всему, из списка Форбс по принципу «нулей не жалеть, пусть уважают».

Здесь показалось даже скромно: 400 на четыре канала, по сотне на нос, это больше того, что мы привыкли считать средним показателем (им мы считаем 60 – 80 Вт на канал), но не фантастика.

Однако, как оказалось, создатели усилителя имели в виду мощность каждого канала из четырёх. В описании таким же чёрным, как на корпусе, но не по серебристому, а по белому, было сказано: мощность каждого канала на нагрузке 4 Ом 200 Вт RMS, что соответствует пиковой мощности как раз 400 Вт.

Это показалось нескромным и даже отчасти бросающим вызов нашему профессиональному опыту, особенно учитывая не сверхъестественные габариты усилителя и далеко не вызывающий ценник. Привычно, даже уже с ленцой, кляня маркетологов и их туфли на шпильках, ставили усилитель в измерительный стенд. Вот тогда-то, вернее – чуть позже, всё обернулось не так, как мы предполагали. В своё время узнаем, как повернулось, а пока дадим покрутиться перед объективом самому усилителю, кто совсем лишён тщеславия – пусть первым бросит в нас клеммой от аккумулятора.

Компоновка усилителя под стать классу усиления, традиционная и классическая – алюминиевый корпус-радиатор со стальными торцевыми панелями и стальным же днищем. Ширина корпуса – 200/236 мм, высота по осевой линии – 54 мм. Спинка корпуса немного выпуклая. Длина корпуса – 410 мм ( с учётом крепёжных кронштейнов – 445 мм). Колодка акустики выступает за этот габарит ещё на 10 мм. Крепёжные кронштейны составляют одно целое с торцевыми панелями, овальные отверстия для крепления дают некоторую свободу при установке. Поверхность рёбер охлаждения развитая, это мы запомним, отделка «спинки» - очень привлекательная, это мы отметим.

Соединительные колодки  питания и акустики надёжно (при этом – прозрачно) изолированы. Здесь же четыре «вилочных» предохранителя по 30 А. При установке они помешают отвёртке, два центральных придётся снять. Ничего страшного, потренируетесь, если что…

Провода питания могут быть диаметром до 8 мм, Remote – до 6 мм. Последний можно было бы, конечно, сделать и поменьше, но тут пошли по пути разумной унификации. Зажимные винты под «крест».

Двухрядная колодка акустики имеет сходную конструкцию, максимальный диаметр провода – 6 мм (унификация, ага). Четыре центральные клеммы соединены со «вторичной землёй», крайние используются для мостового подключения нагрузки. Пары традиционно образованы каналами 1-2 и 3-4.

Обе пары каналов оснащены одинаково, расположение органов управления – строго зеркальное. Даже переключатели движутся навстречу друг другу, как поезда из школьного учебника. Общими для всех каналов являются индикаторы включения и перегрузки, расположенные на осевой линии панели.

Гнёзда RCA жёстко закреплены на панели, можно использовать «тугие» разъёмы. Оснащение вполне традиционное – регулятор усиления без разметки, плавный бас-буст, ФНЧ и ФВЧ. Фильтры независимые, их, согласно инструкции, можно использовать и в полосовом режиме. По разметке на панели ФНЧ перестраивается от 40 до 300 Гц, ФВЧ – от 50 Гц до 1 кГц. Согласно той же инструкции фильтры – 4-го порядка. Это мы проверим, для того и собрались.

Внутренний мир усилителя, открывшийся после умелой работы ручным инструментом. Кроссовер (левый фланг) выполнен на счетверённых операционных усилителях TL084. Линейный усилитель и инвертор – на сдвоенных ОУ (на осевой линии). Усилитель мощности класса AB полностью дискретный, в выходных каскадах использовано по две пары транзисторов.

В центре платы – задающий генератор преобразователя напряжения и элементы схемы защиты, всю правую половину платы занимает сдвоенный блок питания. Для каждой группы каналов свои ключевые транзисторы (три пары), отдельный трансформатор и отдельные индуктивности в первичной цепи. Первичная и вторичная «земли» полностью развязаны, корпус усилителя связан с первичной – это нужно иметь в виду при монтаже. Другими словами, изолировать корпус от «массы» автомобиля не обязательно.

ЛИЧНЫЙ ОПЫТ

Усилитель впечатляет прежде всего макродинамикой и контролем басового участка диапазона. С тонкостями и микрошорохами он работает не слишком умело, назвать звучание утончённым я бы не рискнул. Акустическим записям несколько не хватает воздуха, но общая тональность – комфортная, без пронзительности. Зато само понятие перегрузки на пиках записей с широким динамическим диапазоном усилителю чуждо и непонятно, приходилось скорее беспокоиться о сохранности тестовой акустики – довольно мощных и довольно дорогих напольников с 8-дюймовыми басовыми драйверами. А приблизились мы к зоне беспокойства потому, что усилитель самым несомненным образом звучит тем лучше, чем громче…

Теперь -  что показали измерения. Вот сводка измеренных характеристик, потом мы по всем пройдёмся индивидуально:

  • Мощность по заявке (4/2 Ом), Вт RMS 200/300
  • Максимальная мощность (4/2 Ом, КНИ = 1%), Вт RMS 182/284
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 0,1 Pmax, 4 Ом/2 Ом), % 0,092/0,184
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, P = 1 Вт, 4 Ом), % 0,263
  • Входная чувствительность, В 0,14 – 2,8
  • Отношение сигнал/шум, дБА* 79
  • *По стандарту CEA-2006, то есть относительно 1 Вт выходной мощности.

Теперь – в деталях. Вот зависимости КНИ от выходной мощности на двух типовых нагрузках.

Здесь графически выразилась главная черта этого усилителя. На 4 Ом – действительно почти 200 Вт, на 2 Ом – почти 300. Как в заявке, которой мы, было, не поверили, расхождения 5 – 10% - обычная вещь в практике измерений. Мощность по-любому выдающаяся. Кому нужна такая7 Хороший вопрос. Одни – это создатели систем с мощным фронтом и сабвуфером (мостом отведенная для этого пара каналов выдаст никак не меньше полукиловатта). Другая категория – любители систем с супергромким фронтом, для которых производители акустики один за другим выпускают специальные головки, у кого это SQL, у кого SPL Show, суть от названия не меняется. Здесь и нужен мощный широкополосный (не басовый!) усилительный агрегат. Нелинейные искажения – не образцово низкие, при этом наилучшие показатели достигаются на мощностях, на которых обычные усилители уже закашливаются или уходят в защиту: на десятках, до сотни, ватт.

Теперь о фильтрах.

При фильтрах, «распущенных» в полную полосу, АЧХ усилителя показывает заметный спад на верхах, около 3 дБ на 20 кГц. Хайэндщики могли бы погоревать (хотя у них у самих и не такое бывает). Целевой пользователь этого усилителя горевать не будет, громкие твитеры друг от друга отличаются сильнее. Зато спада на низах в звуковом диапазоне нет. На самом деле он есть, но ниже 5 Гц. Обещанные изготовителем фильтры 4-го порядка – это какая-то ошибка, разработчики фильтров и авторы инструкции не поняли друг друга. У ФНЧ – стабильный второй порядок, пределы регулировки частоты среза – 64 – 215 Гц. То есть  - нормальный сабвуферный фильтр класса «без затей». С ФВЧ дела такие: как часто бывает у бюджетных усилителей, когда пытаются сделать фильтры с широким диапазоном перестройки, крутизна, вначале составлявшая 12 дБ/окт., по мере повышения частоты среза падает, достигая в финале 6 дБ/окт. Это – полдела. Вторые полдела в том, что реальные пределы регулировки частоты среза составляют 105 – 3700 Гц. То есть в обычной, традиционной системе, нижнего предела не хватит. Точнее – будет лишку. В этом случае во фронтальной паре каналов ФВЧ лучше не включать, воспользовавшись фильтром головного устройства (они теперь есть во всех). Что же касается упомянутых уже SQL систем, то для них как раз такой ФВЧ может быть полезен сам по себе: горластые миды для таких систем работают, как правило, с частоты 120, а то и 150 Гц.

У инструкции упомянут полосовой режим работы фильтров, при таких пределах изменения частот среза ФВЧ и ФНЧ говорить об этом нет смысла.

Некоторое своеобразие (и вновь – по типу SPL Show) есть и у бас-буста. В положении «минимум» он оставляет на АЧХ подъём около 2 дБ на 30 Гц, на максимуме подъём составляет чуть меньше 12 дБ при центральной частоте… 70 Гц. Нетипично высоко для обычной системы. Вполне понятно для «Смотры» и открытого багажника.


← Назад к списку новостей


Комментарии:

Пока нет комментариев

Написать комментарий